Гвозди или шурупы?

.

Ставить вопрос о том, что лучше, гвозди или шурупы, некорректно. Другое дело, если спросить: Когда нужно применять гвозди, а в когда – шурупы? Хотя и в этом случае не все так однозначно.

Шуруп почти всегда (при равном качестве исполнения и в рамках одной «весовой категории») обеспечит более прочное соединение. Кроме того, шуруп можно легко вывинтить, а конструкцию разобрать и переделать.

Различные шурупы и глухари:

Различные шурупы и глухари

А – кровельный шуруп

В – глухари или «сантехнические» шурупы

С – обычные «черные» шурупы для дерева, светлые (золотистые) чаще используются для внутренней отделки.

Шурупы различаются по длине, толщине и шагу резьбы. Частая резьба для алюминия и металла, более редкая – для дерева. Обычно, шурупы, имеющие желтую или черную окраску, используются для дерева, с серебристой окраской – для металла.

Для завинчивания шурупов понадобится шуруповерт, для забивания гвоздей нужен молоток. И гвозди заколачивать намного быстрее. Правда можно попасть и по пальцу. Но этого легко избежать (об этом чуть позже). Хотя, конструкцию, сбитую гвоздями, тоже несложно разобрать, не испортив доски,  если найти к ней правильный подход.

Гвозди:

Гвозди

А – отмечен специальный гвоздь для финишной отделки, например, для прибивания вагонки.

Первый раз я задумался над вопросом: гвозди или шурупы, когда пришлось заняться анализом сделанных ошибок в моем дебюте дачного строительства. Это был навес в виде открытого балкона, пристроенного к стене маленького дачного домика. Пол под навесом я выполнил в виде бетонных плит, выполнявших дополнительно функцию отмостки. Стойки опирались на этот пол, а внутренние были дополнительно пристегнуты к каркасу домика. (Навес предназначался для хранения от дождя велосипедов, как и все мои последующие начинания.)

Всю конструкцию я прочно свинтил шурупами, но кое-где использовал и гвозди. В основном, когда заканчивались шурупы. Зимой, плиты поднялись несколько выше, чем фундамент домика и почти все шурупы, что притягивали стойки к каркасу - порвало.  А вот гвозди, слегка вытянуло, но они продолжали удерживать конструкцию. В тех местах, где все соединения в ребрах жесткости были выполнены на шурупах доски брусочки (хорошо, что я использовал брус с максимальной толщиной 50х50!) изогнуло и перекрутило. Я, не мешкая, заменил в этих критических местах шурупы на более длинные гвозди и конструкция постепенно осела. Здесь проявилось замечательное свойство гвоздей в подобной конструкции – их эластичность.

Если вам придется строить крыльцо на отдельном фундаменте от дома, и вы решите пристегнуть это крыльцо к несущей конструкции дома, то это сделать легко. Нужно всего лишь исполнить крепеж навеса на шарнирах (вплоть до автомобильных шаровых опор), а настил со стороны дома прибивать только гвоздями. И конструкция великолепно выдержит любые зимние подвижки почвы. Но мы несколько удалились от темы.

Вот еще одно печальное наблюдение:

печальное наблюдение

На фотографии два завинченных шурупа. Одним была привернута доска стола, который стоит на улице (и зимой и летом) уже седьмой год (слева). Вторым я прикрутил доску временного пола при строительстве дома. Второй шуруп продержался лето и весь проржавел. Шурупы покупались в одном и том же месте с интервалом в 7 лет. Неужели за это время их качество так упало? Я привинчивал, а не прибивал пол, чтобы его потом было бы удобнее разобрать. Но не тут то было. Местами приходилось рвать древесину с мясом:

Вывинтить «безнадежные» шурупы

Очень жалко было портить хорошие доски. Вывинтить «безнадежные» шурупы с проржавевшей головкой очень трудно.

советДаже если вы будете предварительно обстукивать эту злосчастную головку керном из запасной биты, что иногда помогает сдвинуть с места такой застрявший шуруп.

Невольно пришлось снова вспомнить об обычных оцинкованных гвоздях.

Современные шурупы при наружных дачных работах годятся, чтобы их можно было один раз завинтить, и один вывинтить. Все. Больше головка у них не выдерживает. Поэтому, даже когда вы применяете шурупы, как временный крепеж (например, при роспуске досок циркулярной пилой), никогда не используйте одни и те же шурупы более 1-2 раз, чтобы избежать хлопот с их последующим безнадежным извлечением.

И все же, я однозначно отдаю предпочтение шурупам, например, при возведении каркаса и совместного их использования с другим металлическим крепежом, уголками.

Столкнувшись с отвратительным качеством шурупов в этом году, я продолжил их использование, но! Во-первых, брал более толстые шурупы, вплоть до глухарей. Во-вторых, обязательно высверливал под них отверстие. И в-третьих, перед тем, как ввернуть шуруп окунал его в машинное отработанное масло, или заполнял отверстие под шуруп машинным маслом из шприца.

При завинчивании шурупов, чтобы добиться более плотного соединения скрепляемых деталей следует очень плотно прижимать эти детали друг к другу. Иначе у вас может получиться крепеж на «пионерском расстоянии». Примерно так:


Прочное соединение деталей

прочное соединение деталей

А -  При затягивании, шуруп сам плотно прижимает детали друг к другу.

В – Если изначально детали не были прижаты друг к другу, то резьба не позволит сделать этого и в дальнейшем.

Чтобы этого избежать, можно либо высверливать более толстое отверстие в притягиваемой доске, либо использовать шурупы с небольшим отрезком гладкой поверхности (без резьбы) под шляпкой.

Завинченные шурупы ржавеют намного интенсивнее гвоздей. На мой взгляд, причиной тому служит не только общая тенденция снижения качества всей производимой современной продукции. Чтобы разобраться в этой проблеме, я даже проводил сравнительные тесты « на ржавление». И пришел к выводу, что защитное покрытие у современных гвоздей не лучше, чем у шурупов.  В чем же дело?

А дело оказывается в том, что при быстром завинчивании крупного шурупа мощным шуруповертом, защитное покрытие, порой, просто почти наполовину стирается… равно, как и при быстром выкручивании. Шуруп становится буквально раскаленным и его  даже нельзя взять в руку. Выигрываем в одном, теряем в другом! С гвоздями получается более «щадящий» режим.

Поэтому, не стремитесь закручивать шурупы на максимальной скорости (как это делают наемные строители), высверливайте под них отверстия, используйте шприц с маслом и ваши шурупы прослужат долго. Помните, что основа каркасного дома не в «каркасе», «стойках» и прочих элементах несущей конструкции, а в гвоздях и шурупах, чем все это скреплено!!!

 


Полезные советы, по использованию гвоздей и шурупов (по мере поступления):



Если гвозди, или шурупы забивать или завинчивать под углом, то можно дополнительно стянуть доски и уменьшить щели и зазоры:

притягивание досок друг к другу

Конечно, этот прием не исправит изогнутую половую доску или вагонку (для этого существуют другие приемы). Но убрать дополнительные миллиметры в щелях очень даже получится!


 


гвозди и шурупы, как источник повышенной опасности

Никогда не выбрасывайте некондиционные гвозди и шурупы в общий мусор россыпью! На стройплощадке всегда старайтесь их собрать. В дальнейшем вы резко сократите для себя и окружающих вероятность:

А. Напороться ногой на ржавый гвоздь.

В. Проколоть шину автомобиля, велосипеда…  да и просто садовой тачки.

Лучше собирать их в прочный «контейнер» откуда они не смогут высыпаться даже в мусорном баке.

 


Прибиваем вагонку.

Прибивать вагонку при помощи тонких финишных гвоздей непросто. Гвозди так и норовят согнуться в самом неподходящем месте и испортить внешний вид обшиваемой стены.

Сократить до минимума подобные «ляпы» можно. Помимо повышения общей внимательности и аккуратности, обратите внимание на следующие моменты:

1. Не покупайте для евровагонки длинные финишные гвозди. Спрашивайте в магазине не просто отделочные или финишные гвозди для вагонки, а уточняйте – 50 мм! Это для евровагонки самый рабочий и удобно перевариваемый размер.

2. Используйте молоток средней тяжести, или даже тяжелый, но держите его вот так:

правильно прибиваем финишные гвозди

Забивайте точными, частыми и очень короткими ударами. Если почувствовали, что гвоздь начал изгибаться не туда, не пытайтесь сразу выпрямить его. Финишный гвоздь выпрямится самостоятельно, если изменить направление удара точно под 900 к его искривившейся конечной части. Легким молотком проще искривить гвоздь. Вы невольно будете увеличивать замах и силу удара.

Старайтесь не забивать гвозди в сучки, но если напоролись на сучок в бруске под вагонкой, то сократите еще вдвое амплитуду замаха. Большим количеством очень коротких ударов вы почти наверняка сможете пройти сучок.

И еще:

Не стремитесь сразу окончательно прибить вагонку. Забивайте гвозди на 3/4 - 4/5. Когда убедитесь, что у вас все идет ровно, то можете добивать гвозди окончательно. При этом, все равно не торопитесь намертво прибивать последнюю доску. Это облегчит вам своеобразный «откат» назад. Нечто типа «Ctrl+Z» на компьютере.

Притягивайте прибиваемую доску к соседней рукой, подбивайте обрезком вагонки – «подбивочной» доской, но не молотком!

А вообще обшивка вагонкой это очень большая тема, сейчас мы коснулись только очень ее маленькой части, применительно к финишным гвоздям.

Защитный код
Обновить