Интернет форум, модель B2C

.

Форум – это рыночная площадь в Древнем Риме. Место, где люди свободно общаются и заключают сделки.

Веб-форум в своем нынешнем обличии возник, вероятно, в результате развития естественной потребности людей комментировать материалы сайтов, высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссии. Общаться, одним словом. Отличительная черта любого форума – его тематичность. Это облегчает поиск партнеров и собеседников по схожим интересам.

Все это было и раньше, только в живую. Веб-форум привнес в общение людей свои особенности и преимущества. Ведь даже отсутствие «живого» общения можно трактовать, как преимущество, способное уравнивать людей социально, «физиологически», по полу, и возрасту. Я не говорю о том преимуществе, что дает веб-форуму компьютер и интернет, в плане расширения круга общения и сферы информационного охвата, а также предоставления инструментов поиска и обработки поступающей информации.

Все сказанное выше сравнительно понятно, интереснее другое: какое будущее у веб-форума, и в чем его ближайшие перспективы развития? Для этого надо понять смысл происходящего этой сфере сегодня.

Моя точка зрения сформирована на основе личного опыта посещения и общения на ряде форумов:  Mastercity, Forumhouse, рыболовных форумах  и ряде других.

Пользователи сети разграничивают типичных посетителей любого форума, в поведенческом плане на следующие категории:

No images found.

(Эти картинки можно найти на многих форумах, сами картинки я заимствовал по адресу: http://www.yaplakal.com/forum2/topic494413.html)

Картинки мне понравились, с юмором. Самое главное, что следует из этих картинок, что основные типажи веб-форума и обычного «форума» одинаковы.

Хорошо организованный и модерируемый форум – недешевое предприятие. Создать его не просто.

В качестве эксперимента я пробовал сделать форум о рыбалке и столкнулся с проблемой: как только форум высветился в поисковой системе, пошел вал посетителей по размещению ссылок (на любую тему). То есть на самом начальном этапе, пока форум «зеленый» он уже требует полноценных затрат на модерацию, совершенно неважно – коммерческий он или нет. И я прекратил эксперимент.

Поэтому, любой форум приходится рассматривать в качестве коммерческого предприятия. Следовательно, и посетителей, можно разделить всего на две группы: это те, кто на форуме зарабатывает, и все остальные – на ком зарабатывают «форум». При этом, психологический портрет (по аналогии приведенных картинок) может достаточно точно характеризовать посетителей некоммерческого населения форума, и ровным счетом ничего не значить для его коммерческих пользователей.

Коммерческие пользователи могут быть прозрачными (официальный представитель фирмы ответит на все ваши вопросы) и скрытые (обращение, типа: братья, купил инструмент, модель такая-то, у кого есть опыт?). Правда, последний пример может исходить и от обычного пользователя. Несмотря на то, что грань между коммерческими и некоммерческими посетителями форума существует, она достаточно «демократична».

Любой обычный посетитель форума своими просмотрами создает форуму «посещаемость», что выливается в «рейтинг» для размещения рекламы. Кроме того, посетитель – это потенциальный покупатель, которого на форуме предстоит «обработать».

Обычные пользователи могут быть более или менее полезными с коммерческой точки зрения. Наиболее вероятный потенциальный покупатель - прежде всего тот, кто зашел на форум за получением конкретной информации. Тот, кто использует форум только для удовлетворения дефицита своего общения, часто создает много бесполезной информации, отчего эффективность поиска полезного ответа для конкретных посетителей снижается. Несмотря на это, «постоянный» пользователь придает форуму «драйв» - иллюзию игрового азарта, которая увлекает реального клиента. Кроме того, завсегдатай прекрасно ориентируется на форуме, и нередко знаком со многими пользователями очно. Такой пользователь считает естественным советоваться со своими коллегами по поводу возникающих потребностей совершения покупок.

Форум, как коммерческая площадка не заинтересован в том, чтобы его посетители могли быстро получить искомую информацию. Зачем? В этом случае клиент тут же покинет форум. Но это только с одной стороны.

Разберем конкретный пример.

Реальный покупатель обращается на форум за советом: Какую дрель ему лучше купить в подарок? Его тут же берут в оборот скрытые и явные представители компаний, а также пользователи, пытающиеся дать бескорыстный совет. Начинается «игра», в которой обычные пользователи оказываются аутсайдерами. До «победного» конца в дискуссии принимают участие только профессионалы. Как появляется новый клиент, профессионалы, словно голуби в парке слетаются туда к «бабушке с хлебушком». (При советской власти, примерно по таким же законам и принципам существовали стихийные толкучки при комиссионных магазинах, где кормились постоянные «барыги»). В большинстве случаев, задавший вопрос так и не может получить на него вразумительного ответа.

Что поделать – веб-форум = форум = рыночная, базарная площадь. Администрация за качество товара, достоверность информации ответственности не несет. Но за порядком следит.

Несмотря на постоянство человеческой природы во все известные исторические эпохи, технический прогресс дает этой самой природе новые оболочки, соответственно времени. Да и сам «форум» в своем изначальном смысле испытывает неизбежные трансформации.

Современный потенциальный покупатель, очень чувствителен к удобству получения информации, и ее достоверности. Мы, в своей массе, все чаще уходим с «рынка» в супермаркеты и специализированные магазины. Там мы имеем возможность осуществить независимый выбор (продавцы тебя не «рвут на части») на фоне наглядно представленного широкого ассортимента. Мы экономим время, не тратя его на флуд. Доверие к информации выше и она более конкретна. Сегодня ради этого мы готовы жертвовать незначительной потерей даже в связи с проигрышем в цене.

На ряде форумах уже почувствовали это веяние времени. Кое-где уже можно наблюдать сравнительно новую положительную практику. Администрация форума «очищает» полезную информацию от «шума» (обсуждений, не имеющих под собой ничего, кроме многократного утяжеления представленной информации) и предлагает концентрированную выборку по существу вопроса. В этом проявляется другая сторона медали: удержать посетителя, но не любой ценой, а цивилизованно – предоставив ему возможность выбора.

Даже в советское время, существовала контора, где за умеренную плату, можно было заказать отслеживание интересующей вас темы и получение в качестве результата – папку с вырезками из газет и журналов по заданным «ключевым словам». Отличное подспорье для студентов и аспирантов.

Это очень важная тенденция. Форум, имеющий подобную альтернативу, выглядит намного привлекательнее для посетителей, следовательно, и для рекламодателей. Например, на Forumhouse можно посмотреть такую выборку по ряду тем, типа: «Как я строил баню на своей даче», где информация представлена в виде «логически законченной статьи-выборки.  Такая информация быстро и легко воспринимается, и расположенная рядом реклама будет эффективнее.

Современный информационный бум существенно влияет на восприятие человеком любой доступной информации. Организм предоставляет нам «защиту», чтобы уберечь мозг от избыточной, бесполезной информации.

Мы учимся читать «наискосок», притормаживая на разыскиваемых «тэгах». Не находя информации (или очевидных путей ее поиска) на открывшейся странице, мы немедленно ее покидаем (например: ищем товар, а цен нет, вместо них – откровенный рекламный текст). Мы жалеем свое время и ищем конкретику. Такая практика становится все более массовой. Компьютер и интернет уже давно не роскошь, и сидеть перед монитором, впустую портить глаза – никому не хочется (разве, что это не развлечение и отдых?).

Принуждать пользователя безнадежно рыться в огромных архивах обсуждений приводит к обратному эффекту. Посетитель не находит искомого – раз. Найденные советы имеют весьма условный уровень достоверности и добросовестности – это два. В самом деле, послушав одного корифея, другого, третьего, возникает естественный вопрос: почему это я должен им верить, а не «официальной» инструкции или рекомендации. Хорошо, когда народная мудрость идет в развитие концепции, к которой существует доверие, но так происходит далеко не всегда.

Вероятно, в связи с этим на форумах стал все чаще появляться «официальный» пользователь – представитель какой-либо компании. Несмотря на то, что мы понимаем, что его присутствие на форуме носит рекламный характер, его разъяснения вызывают несравненно большее доверия, чем «авторитет Деда Мазая».

Теперь о самом главном, какие новые явления нам стоит ожидать на качественных веб-форумах уже в самое ближайшее время (к чему будет стремиться посетитель)?

Ответ простой. Нововведения на форумах будут касаться того, что позволит пользователю быстро находить ответ на интересующий его вопрос, повысит уровень доверия к найденному ответу или решению, и даст возможность сделать самостоятельный выбор среди доступных вариантов решения (этот процесс уже идет, и набирает обороты).

Веб-форум уже созрел, чтобы дополнить действующую в рамках интернета модель, недостающими элементами из реальной действительности. Какой популярный и эффективный элемент обычного рынка (в широком смысле этого слова, в отличие от базарной площади) появился в ходе развития рыночных отношений?

ВЫСТАВКА. Да, именно выставка, только не совсем обычная, а постоянно действующая в сети Веб-выставка. Такую модель можно назвать:

B2C (business to consumer).

Модель С2С (consumer to consumer) по сути, и есть форум в самой простой форме, действующий по лозунгу: «из рук в руки».

Модель B2B (business to business) также уже известна с конца прошлого века.

Безусловно, форум не трансформируется в эту модель, но дополниться ею непременно.

Точно так же, как на обычной выставке у фирмы участника есть свой стенд, у каждого пользователя – участника постоянной веб-выставки (B2C) будет своя «страничка» в рамках общей экспозиции. Такая выставка для посетителя будет очень ценна тем, что на ней будут представлены первоисточники информации по интересующей их теме. Информация будет сгруппирована и сконцентрирована в одном месте. Такая схема вызовет у участника форума гораздо больше доверия, чем существующие сегодня одиночные ссылки на сайты разных производителей, при условии, что статус таких ссылок не определен, и только стимулирует пользователя к новому поиску.

Производители также будут вынуждены принять эти правила игры. В конце концов, к участию в реальных выставках их никто не подталкивает. Кроме того, система бонусов и преференций при работе с пользователями-участниками веб-выставки, может быть достаточно гибко разработана и сформулирована администрацией форума.

В конце концов, концепция B2C ничего не известного доселе в себе не несет. Интернет, точно отражает реальную действительность, отражая ее сквозь призму новых технологий. Если задуматься, то у любого крупного интернет начинания, есть свой исторический прототип.

Кому удастся успешно реализовать концепцию тематической веб-выставки, сможет прилично заработать…

Защитный код
Обновить